Блог

Защита прав пользователей цифровых подписок

Новые правила реккурентных платежей с 01.03.2026

Сообщества / комьюнити и недорогие продукты по подписке — неоспоримый тренд, там лояльная аудитория, закрытый формат, который предполагает рекламу внутри, достаточно прогнозируемый доход. Именно поэтому сейчас таких продуктов много, а условия для пользователей не у всех продуманы. Например, единицы продуктов по подписке предусматривают оферту для пользователя, считая, что неких «правил» после оплаты или в закрепе сообщества достаточно.
Но правила, с которыми клиент ознакомился после оплаты, конечно, не работают, поэтому такие правила легко оспоримы и не защищают ни одну из сторон: клиенты не понимают порядок выхода из сообщества, как отменить оплату, предприниматели часто списывают лишнее или не могут объяснить, почему за участие в размере пары недель предусмотрено списание в размере месяца.
И Госдума прояснила ситуацию, сформулировав условия защиты для пользователей цифровых подписок с 01.03.2026.
Важное:
— теперь любые проекты с подпиской обязаны за сутки до очередного списания направлять пользователям уведомление о следующем платеже: сумма, размер, период действия
— в уведомлении обязательно должна быть информация о том, как прекратить подписку и ссылка на отказ от подписки
— списание без уведомления = возврат средств (несвоевременный возврат — санкции по ЗоПП)
— даже в случае отказа от подписки в середине подписки, она действует до даты окончания (наконец-то это закрепили)
На что нужно обратить внимание:
Чтобы направить уведомление вам нужно от клиента получить и сохранить контактные данные, то есть как минимум: имя + ник в мессенджере + эл почта. Эта комбинация относится к персональным данным, поэтому предварительно необходимо получить согласие от клиента на их передачу и обработку — обязательно вшиваем форму согласия для оформления подписки на ваш продукт. Вместе с согласием всегда политика конфиденциальности.
Перед тем, как нажать на кнопку оплаты, клиенту должна быть доступа оферта, в которой изложены условия повторяющихся оплати, условия отмены подписики, использования материалов и другие важные правила вашего сообщества.
Куда направлять уведомление перед списанием:
Точно не только пушем в мессенджере, но и на электронную почту, потому что это более надежный способ доказать, что вами добросовестно предприняты меры для уведомления клиента.
Как выглядит идеальный алгоритм работы вашего сообщества с юридической точки зрения:
— клиент направляет вам свои данные, а также дает согласие на их обработку в соответствии с политикой конфиденциальности в сервисе, сервера которого обрабатывают данные в РФ (СРМ / интегратор в боте/ Яндекс формы и др)
— клиент дает согласие на маркетинговую и информационную рассылку, потому что вы как минимум точно будете направлять ему уведомление о предстоящих списаниях
— клиент ДО оплаты видит текст оферты, в которой изложены все правила платежей и участия в продукте
— вы настроили систему уведомлений о предстоящем списании по всем каналам связи с клиентом
— в уведомлении есть ссылка на отмену подписки